Секреты реагирования на психологические выпады

  Автор:
  4 комментария
  2049

Добрый день, друзья!

 

Вас случайно или умышленно оскорбили. Задело? За дело? А почему? Почему вы приняли это оскорбление на свой счет? Чувствуете свою вину? Не научились реагировать на такие психологические выпады?
А что такое оскорбление по сути своей? Обратимся к Википедии. «Оскорбление (инвективная лексика) – умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т. е. форме, контрастирующей принятым в обществе, в котором производится деяние, нормам. Оскорбление может быть нанесено словесно, письменно, действием, публично, как в присутствие так и в отсутствие пострадавшего. При оскорблении не сообщается позорящих пострадавшего сведений, а дается отрицательная оценка его личности в грубой форме».

Знаешь врага в лицо – легче воевать. А нужно ли? Давно выработал для себя определенную тактику реагирования (вернее – НЕ реагирования) на оскорбления. Когда человек умышленно хочет тебя оскорбить – задай себе вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем он это делает? Хочет унизить тебя, чтобы возвысить себя? Тогда его деяние вызывает сострадание. Человек таким образом только и может самоутвердиться. Или он хочет задеть тебя за живое, чтобы вывести из себя. Зачем? Ищет в тебе громоотвод, хочет слить куда-то свое раздражение. Всегда думай – зачем? А уж после того как поймешь первопричину и выберешь модель своего поведения. Ведь нас нельзя обидеть, мы можем только обидеться. Сами.

Еще Лев Николаевич Толстой говорил: «Все дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.»

Если вы сразу же после нанесенного оскорбления начнете бездумно реагировать – ваш обидчик будет праздновать победу. ЗАЧЕМ? Зачем давать ему такую возможность! Как мы реагируем на оскорбления? Дурак – сам дурак. Знакомая картина? Когда видишь такое со стороны, понимаешь, что оба и есть эти самые неумные люди. Один в силу отсутствия воспитания и выдержки позволил себе такое, а второй, настроившись на его разрушительную волну, принял условия этой «игры». Оба достойны сострадания.

Иногда так неожиданно мы получаем оскорбления, что даже нет времени отреагировать позитивно. Больно ранят обидные слова, острыми иголками входят в самое сердце. Мы не находимся, что сказать в первую минуту, зато «после драки» придумываем план мести. А теперь остановитесь и посмотрите на ситуацию как бы со стороны. Глупо и смешно. Остроумие на лестнице. На что мы тратим свою драгоценную жизнь! Человек давно забыл о своем выпаде, а вы тщательно и скрупулезно в СВОЕЙ душе взращиваете семена мести. И они очень планомерно разрушают вас изнутри. ЗАЧЕМ?

Если все же вы поймете, что именно вы и есть хозяин своих мыслей, а не наоборот, остановитесь и представьте всю ситуацию из космоса. Вы сейчас плачете? Вам обидно? А как бы это смотрелось в космических масштабах? Ничтожно малым и не стоящим ваших нервов. Даже смешно становится – из-за такого пустяка столько переживаний. Успокоились? А теперь подойдите к окну и внимательно, да самых мелких черточек рассмотрите какой-нибудь предмет за окном. Вы переключили внимание, глубоко подышали и… вам стало легче. Сначала будет нелегко отделаться от разрушающих мыслей, и обида будет время от времени напоминать о себе. СТОП! Остановите поток печальных мыслей. Попейте вкусного чаю с лимоном и медом. Посмотрите комедию. Поиграйте с домашними животными. Переключитесь на позитивную волну.

А как же дальше строить свои отношения с обидчиком? Если это ваш друг и его есть за что ценить и любить – обязательно поговорите спокойно, расставьте все точки над «Й» и открыто ему скажите, что его выпад вас очень сильно огорчил. Проговорите ситуацию. Поверьте – и вам, и ему будет легче. Если же это ваш руководитель и вы все равно вынуждены общаться с ним – здесь придется Вам выработать определенную тактику поведения. В  силу своей профессии я был невольным свидетелем, как босс-самодур, оскорбления сотрудников возвел в повседневную практику общения с коллективом. Одна из коллег очень бурно реагировала, т.к. в жизни никогда с таким не сталкивалась и была категорически против такого общения. В компании был штатный психолог. Она-то и посоветовал представлять его каждый раз как маленького капризного ребенка, который постоянно плачет и дерется. Его нужно успокоить и погладить по головке. Посадить на горшочек и покормить кашкой. Так и стали делать. Эффект потрясающий! Как только видели его джип на горизонте, начинали представлять всю эту картину. Улыбка не сходила с уст. Появилось столько уверенности в себе. Но самое интересное –  босс стал бояться лишний раз выражаться. Он видел ёе психологическое преимущество и не знал, как себя с ней вести.

Уже много позже мы на нем «отработали» и такой прием. Называется он Аквариум. Когда руководитель собирал всех на совещание и с пол-оборота начинал кричать и оскорблять, мы сразу представляли его в аквариуме, как рыбку, которая открывает рот, а слов не слышно. Такой защитный панцирь надевали на себя. И его слова, как шарики, отскакивали от меня, не достигнув цели. Как показала практика, только несколько человек кто применял технику могли сохранить трезвый ум после таких горе-летучек. Все остальные были выбиты из колеи до конца дня.

«Кроткий ответ удаляет злобу; обидные слова возбуждают гнев». (Джон Рескин).

Тоже хороший прием который я применял при коммуникации («холодный контактах») . Только он требует определенной закалки, выдержки. На злые оскорбления реагировать вежливо. Или в крайнем случае сказать спокойно: «Как вы невоспитанны и грубы». Иногда это действует как ушат холодной воды на обидчика. В любом случае вы получаете паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места боя.

Самый неудачный, на мой взгляд, прием реагирования – покричать в ответ всякую глупость. Конечно, таким образом вы становитесь близнецом-братом и скатываетесь до уровня этого невоспитанного типа. Но иногда это помогает скинуть напряжение. Особенно если вы взяли на две октавы выше.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Как хорошо помогает. Умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее! Поставьте себе пять и постарайтесь вынести из этой ситуации здравые выводы.

Человек показал свое истинное лицо. Сможете ли вы его переделать? Неблагодарный труд. Или вы принимаете его таким какой он есть, или на этом заканчиваете свои отношения. Выбор всегда за вами! Главное не опуститься до роли жертвы. 

Удачного вам дня и бесконфликтных контактов!!!

 

P. S. Понравился материал, напиши свой отзыв! 

P.S.S. Поделитесь тем что получили от мира, и мир ответит тем же.

Секреты реагирования на психологические выпады

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Секреты от мастера коммуникации
Оставьте свой комментарий:
4 комментария
  1. Римма

    Руслан!Замечательные рекомендации!Вопрос «зачем?»-самый ключевой!

  2. Надежда Сычёва

    Считаю, что если грубость оставить без ответа, значит дать повод снова относиться к Вам грубо. Откричаться » на две октавы выше» это здорово. А можно спокойно сказать: «Спасибо, Я тебя (Вас ) услышала. Ждёшь моей реакции? Не дождёшься.»

  3. Был у меня такой босс. Еще в молодые годы советские. И любил он орать и топать ножками. Выработал технику. Он орет, я киваю головой и честно думаю о своем. Он- как обычное недоразумение. Перестал босс, понял дебилизм своих действий. Но повторял, что завидует моей выдержке. Его бесило другое, я для него был непредсказуем. Воистину неисповедимы Пути Эволюции)))

  4. Татьяна

    Руслан, спасибо за рекомендации,прекрасный вопрос-зачем. Особенно понравились приемы

    маленький ребенок,классно аквариум,при удобном случае проверю на практике!!!!!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *